" Без географии Вы нигде......"

 (Сайт Лариной Марины Николаевны)

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки к урокам
Рабочие программы
Проектно-исследовательская деятельность
Немного о воспитании
Географические викторины, ребусы и тому подобное
Справочные материалы
Проектная деятельность моих учеников
Поиск
У нас в школе
Главная » Файлы » Разработки к урокам

Уроки старого компаса
2012 Июн 13, 22:52
РАБОЧИЙ СТОЛ

УРОКИ СТАРОГО КОМПАСА

Материал для рассказывания

Татьяна ЗУБКОВА,
Анна КРИВОРУЧКО,
Марина АРОМШТАМ

В одном городе жил-был мальчик Саша. Мама и папа его очень любили и, так как были людьми состоятельными, покупали ему все, что хочется иметь каждому мальчику: фирменные джинсы, бейсболку с автографом американского баскетболиста, велосипед с восемнадцатью скоростями, роликовые коньки с каучуковыми колесами, плейер SONY, игровую приставку DENDY и большой-пребольшой цветной телевизор с двенадцатью каналами и пультом управления. Одного только они не могли ему купить — лучшего друга. Приятели да знакомые у него были, но ему необходим был Друг. Настоящий, живой, верный. Уж как он о нем мечтал!
И об этой Сашиной мечте знали и коллекционные машинки, и солдатики, и наклейки, и блокнотики, и цветные кнопки, и, конечно, Маленький Маркер и Краска-Замазка.
Маленький Маркер так переживал за Сашу, что решил нарисовать для Саши портрет этого самого Друга — в утешение.
Принялся он за работу. Откуда ни возьмись подбежала Краска-Замазка и давай шуметь: и то не так, и это не так.
Маленький Маркер кричит:
— Откуда ты знаешь, как настоящий Друг выглядит?
Замазка тоже кричит: 
— Ты сам ничего не знаешь!
Кричали они, кричали, шумели-шумели — чуть не подрались. Устали и спрашивают друг друга: «И где их только берут, этих настоящих друзей?»
Слышат — кто-то тихонечко бормочет: «Под лежачий камень вода не течет. Кто с кем-то вместе пуд соли съест да сто дорог пройдет, тот и друга себе найдет!»
Глядь — лежит в пыли на верхней полке cтарый Компас. И где только он ни побывал: и в пустыне, и в степи, и в лесу, и в тундре! Чего только ни повидал! 
Маленький Маркер и Краска-Замазка послушали-послушали, о чем cтарый Компас говорит, и решили отправиться путешествовать. А Дедушка Компас решил стариной тряхнуть и пойти с малышами: а то они без него заблудиться могут!
Каждое путешествие — это не только приключения и впечатления, но и серьезная школа. Путешественнику, чтобы не попасть в беду, нужно много знать. Поэтому Дедушка Компас решил немного поучить Маленького Маркера и Краску-Замазку.
Возможно, эти уроки пригодятся и вам, ребята.

Урок первый

 Внимательно рассмотрите картинку. Как вы думаете, надо ли Маленькому Маркеру, Краске-Замазке и старому Компасу доставать из рюкзачков дождевики? Почему вы так решили?

Попробуйте объяснить, что такое погода.
Запомните: Погода — это состояние природы в данный момент времени в каком-нибудь месте. В одно и то же время в разных местах (например, в городе, где ты живешь, и в Москве) может быть различная погода.
О погоде судят по таким известным тебе явлениям природы, как дождь, снег, град, туман, роса, ветер, поналичию облаков на небе. 
Посмотрите в окошко: какая сейчас стоит погода? Хороша ли она для путешествия? 
А можно ли узнать, какая погода будет завтра?
Оказывается, можно. 
Люди издавна пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали.

Вы знаете народные приметы?

 Игра «Предскажи погоду»

Ведущий называет примету, другие участники игры должны сказать, какую погоду она предсказывает.

  • Солнце село в тучу — … (к дождю или к буре).

  • Звезды мерцают зелеными оттенками — … (к ясной погоде).

  • Ласточки летают высоко — … (к ясной погоде).

  • Цветки голубой фиалки, клевера, вьюна, тюльпанов, одуванчика закрываются — … (перед дождем).

  • Диск луны кажется искривленным — … (к ясной погоде).

  • Дым костра (дым из трубы) поднимается столбом — … (к ясной погоде).

  • Дым костра (из трубы) валится к земле — … (к ненастной погоде).

  • Соль отсырела — … (жди дождя).

  • Быстрое движение облаков — … (к изменению погоды).

  • Звезды мерцают синими огоньками — … (к дождю).

  • Муравьи прячутся в муравейник — … (к дождю).

  • Воробьи купаются в песке или в пыли — … (к дождю).

  • Светлячки-мигалочки летают ночью — … (к ясной погоде).

Предсказывают погоду не только с помощью народных примет.
Вы не раз слышали, как в телевизионных передачах говорят: «А теперь — прогноз погоды». Погоду прогнозируют работники специальных служб. Называются они метеорологи. У них есть разные приборы, которые помогают им определить, какой завтра будет ветер — сильный или слабый, с какой стороны он будет дуть, пойдет ли дождь, снег или будет светить яркое солнце.
Какие приборы для определения погоды вы знаете? (Термометр — прибор для измерения температуры воздуха.)
А слыхали ли вы про флюгер?
Флюгер — прибор, с помощью которого можно определить направление ветра — узнать, с какой стороны дует ветер.

Флюгер можно сделать самому. Для этого понадобится мешочек из легкой ткани. Можно раскрасить его в красную и белую полоску — как шапочку Буратино. Этот мешочек прикрепляется на палочку и устанавливается на какое-нибудь высокое место. В ветреную погоду он будет раздуваться от ветра: чем больше раздувается такой флюгер, тем сильнее ветер. Похожие мешочки — только побольше и с отверстиями с двух концов — можно увидеть на аэродромах.

Урок второй

Если вы когда-нибудь слышали, как разговаривают между собой моряки, летчики, геологи, путешественники, пираты, кладоискатели или просто любители приключений, то, наверное, обратили внимание на такие слова: «север», «юг», «восток», «запад», «юго-запад», «северо-восток», «юго-восток», «северо-запад». А еще моряки и пираты употребляют загадочное слово «румбы». Представьте себе, что вам в руки попало описание места, где зарыт клад. А вы ничегошеньки не можете в нем понять! Как обидно!
Чтобы научиться пользоваться волшебными словами, надо как-нибудь встать рано-рано утром, вместе солнцем. Зимой это просто, потому что солнце любит поспать и поднимается позже нас с вами: ему в детский сад не надо спешить. А вот весной и летом у солнца так много дел, что оно встает раньше нас — в пять-шесть часов утра. (А кое-где оно вообще не ложится летом спать.)
Наша задача — определить, с какой стороны поднимается солнце. Запомните это направление. Называется оно — ВОСТОК. Правда, созвучно со словом «восход»? Это древняя тайна: солнце всегда встает на ВОСТОКЕ. Вот вы и знаете одно важное слово.
Дождемся вечера и понаблюдаем закат солнца — как оно «западает» на ночь. Это вторая древняя тайна. ЗАКАТ СОЛНЦА БЫВАЕТ НА ЗАПАДЕ.

Теперь мы уже знаем два направления — ВОСТОК и ЗАПАД. Продолжим наблюдения и посмотрим, где солнце бывает в полдень? Высоко-высоко, почти над нашими головами. В двенадцать часов дня очень тепло из-за этого, а летом — жарко. Именно в той стороне, над которой солнце стоит в полдень, — ЮГ. В старину это направление так и называли — «полдень», и говорили — «пойти на полдень», то есть — пойти на юг.
Осталось нам найти еще одно главное направление — СЕВЕР. Это просто — СЕВЕР находится против ЮГА. Если вы стоите лицом к ЮГУ, то СЕВЕР у вас за спиной. Север в старину называли «полночь», потому что северная сторона самая холодная и темная. Если окна вашей квартиры выходят на северную сторону, то солнце никогда не заглядывает к вам в гости.
СЕВЕР, ЮГ, ВОСТОК, ЗАПАД — это стороны света. Помните, как говорят в сказках — «и пошли они по белу свету, куда глаза глядят»? «Свет» — это наш мир, освещенный солнцем, и солнце нам в этом светлом мире указывает направление.
Посмотрите на картинки: где здесь восток, а где — запад, где север, а где — юг? Как вы догадались?
Нарисуйте картинку-загадку. Каждый, кто на нее смотрит, должен узнать, где здесь север, юг, восток или запад.

Урок третий

Теперь вы знаете четыре волшебных слова: «восток», «запад», «север», «юг» — и сможете определить по солнцу стороны света.
А как же ночью быть? Ведь солнце-то спит. Вдруг нам придется путешествовать после заката?
Плывет по морю корабль. Днем плывет и ночью. Ведь в открытом море корабль на ночь не остановишь, надо идти вперед! Но как не сбиться с нужной морской дороги? А вот пастухи в степи овец караулят и со звездами беседуют. Им тоже нельзя дорогу потерять.
И заметили пастухи и мореходы, что в ночном небе звезды на месте не стоят, созвездия словно плывут в черном просторе, вращаются. Одни взбираются повыше, другие за ночь успевают спуститься к самому краю земли. Но есть несколько созвездий, которые всю ночь остаются высоко в небе. О них вы наверняка слышали — это две Медведицы — Большая и Малая. И есть еще на небе одна-единственная звезда, которая вообще неподвижно стоит на месте всю ночь. Она называется ПОЛЯРНАЯ, потому что находится в северной части неба и указывает прямо на СЕВЕР. 
Ну а если вы знаете, где север, встав к нему лицом, вы окажетесь спиной к югу. По правую руку от вас будет восток, а по левую — запад. Вот вы и определили стороны света без солнца.

Игра «Под куполом неба»
(Из игротеки Монтессори-педагогов)

23.jpg (17478 bytes)

Маленький планетарий можно сделать из… большого черного зонтика. На купол зонтика крепятся созвездия Большой и Малой Медведиц и Полярная звезда. Ведущий предлагает детям собраться вокруг него под зонтиком и начинает медленно вращать ручку зонтика. Хорошо, если свет притушен. Тогда звезды из фольги поблескивают в темноте. Время от времени можно спрашивать, где находится север, где восток, а где — запад.
Нарисуйте корабль, плывущий по ночному небу. Как определить на ваших рисунках стороны света?

Урок четвертый

Но представьте себе, что на небе не видно ни солнца, ни звезд — кругом сплошной туман и сырость. Что же тогда делать? Как найти дорогу?
Для того чтобы ориентироваться в любую погоду, люди придумали специальный прибор — компас.
Он похож на наручные часы: у компаса тоже есть стрелка, но она может свободно вращаться. Один конец стрелки синий (или черный), другой — красный. Синий конец всегда показывает на север (он так устроен, что сам ищет северный полюс Земли). Значит, красный смотрит на юг.
Еще на диске компаса есть обозначения севера, юга, востока, запада.
Возможно, вы слышали такие «морские» слова: «зюйд — вест», например. Или «норд — ост». «Норд» — это север, «зюйд» — это юг, «вест» — это запад, «ост» — это восток. Так называли стороны света голландские мореходы. По сторонам света дают имена ветрам: с какой стороны ветер дует, то имя и носит. В Древней Греции ветры считались богами и назывались так: «Борей» — Северный ветер, «Зефир» — Западный, «Нот» — Южный, «Эвр» — Восточный. Свои имена были у ветров на Руси: «Полуденник» — Южный, «Полунощник» — Северный.
Нарисуй компас.

Игра «Найди клад»

Дети делятся на группы. Каждой группе предлагается найти спрятанный где-то в комнате «клад», двигаясь по компасу. Ведущий дает команды: «Группа «Варяги» — три шага на север, четыре шага — на восток, десять шагов — на юг» и т.д., пока дети на достигнут нужной точки, где спрятаны «сокровища».

Урок пятый

Кроме компаса, каждому путешественнику обязательно нужна карта. Что такое карта? Попробуем разобраться.
Если вы когда-нибудь рисовали домик, то знаете, что большой многоэтажный дом, в котором живет много людей, на листочке бумаги получается маленьким, размером со спичечный коробок или даже меньше. Теперь представьте, что вам надо изобразить на рисунке целый город, или целую страну, или всю нашу огромную Землю. И город, и страна, и Земля должны, как по волшебству, сжаться до крошечных размеров: город превратится в точечку, река — в голубую ниточку, а море — в синее пятнышко. 
Так и получается карта.
Посмотрите на эту карту. Вот таким пятнышком выглядит на карте… мореморе, в которое голубой ниточкой втекает (ученые говорят — «впадает») славная река… А вот этим кружочком обозначен город (село), городв котором мы живем. Что это за буквы? Они вам знакомы? Где вы их уже видели? Конечно, на компасе. Это обозначения сторон света — север, юг, запад, восток. Они обязательно есть на каждой карте.
А еще на карте есть много разных значков, которые путешественники учатся «читать» так же, как книги.
Это совсем непросто.

лес Как вы думаете, что может обозначать такой значок? (Лес)
А этот? (Мостик)  мостик
Вот таким значком обозначается овраг, а этим — болото. болото

Попробуйте прочитать вот такую карту.

А теперь придумайте и нарисуйте свою карту какой-нибудь волшебной страны. 
Вариант задания: Один старый одноногий пират приплыл на остров, чтобы зарыть клад. Он высадился на лесистом берегу, перебрался по мостику через овраг, обошел болото, добрался до невысокой горки. Спустился в другой овраг и зарыл там клад. Нарисуйте картинку — карту, по которой можно проследить путь пирата.

Категория: Разработки к урокам | Добавил: Училка | Теги: план местности, Компас, Ориентирование
Просмотров: 830 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Расскажи о сайте
...
Что на сайте?
Участник
Учительский портал



Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Сеть творческих учителей


Приморский край
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Персональный сайт Лариной Марины Николаевны © 2017